Впервые о выходе «Время игр!» — еще одной книги, посвященной российской игровой индустрии, я узнал из группы в ВК «Наша игра». Новость меня очень обрадовал и немного насторожила. Я боялся, что автор книги просто попытается нажиться на волне хайпа, поднятом книгой «Наша игра». К счастью, это оказалось не так, «Время игр!» самостоятельное и интересное произведение, посвященное «Золотому веку» российской игровой индустрии. В отличие от вышеупомянутой «Наша игра» «Время игр!» не пытается охватить всю российскую игровую индустрию целиком (разработку, издателей, игровую журналистику), а сосредотачивается исключительно на истории ограниченного числа известных проектов.
Золотой век
Автор «Время игр!» относит к «Золотому веку» российской игровой индустрии период времени с середины 1990-х до середины-конца 2000-х. В этот период из-под клавиатур разработчиков вышли такие замечательные игры как «Аллоды», «Parkan», «Корсары», «Ил-2: Штурмовик», «Дальнобойщики» и многие другие. Помимо чисто российских игр, присутствуют проекты традиционно причисляемые к отечественным: «S.T.A.L.K.E.R.» и «World of Tanks». В книге рассказывается о том, как зарождались игры, как шел процесс разработки и издания, с какими трудностями сталкивались разработчики, как их преодолевали и о причинах принятия тех или иных решений. Чувствуется уважение автора к разработчикам и неподдельная любовь к созданным ими играм. Часто упоминается о том, что в недрах российских игровых студий создавались передовые технологии, которые часто обгоняли свое время. Правда, на мой взгляд, автор перехваливает отечественных разработчиков.
Немного удивляет набор игр, представленных в книге. Почему в подборку не попали «Космические рейнджеры» или «Ex Machina», или «Мор. Утопия», или «Механоиды»? Лично у меня есть теория что автор отобрал те игры, которые имели высокий тираж как в России, так и за рубежом. Если это так, то критерий выбора в общем-то не плохой, но на мой взгляд история получается не полной без таких шедевров как «Космические рейнджеры» и «Казаки». Обе игры до сих пор очень популярны на территории РФ и по сей день.
Помимо историй успеха в книге присутствуют истории проектов путь которых к релизу был тернистым, а оценки и продажи ниже ожидаемых (Дальнобойщики 3, Периметр 2). И да, есть и история «Всеслава».
Автор отмечает, что отечественный игрок тяготеет к более сложным и глубоким играм. Российская игровая разработка в описываемый период только зарождалась и в отличие от уже устоявшейся западной была менее «академична». Геймдизайнеры имели некое видения того какой должна быть игра и максимально старались приблизить конечный результат к видению. При этом не боясь сделать игру слишком сложной или непонятной (Вангеры) и отпугнуть тем самым игроков. Наоборот, наиболее успешными становились игры, которые наиболее дотошно погружали в себя игрока (Ил-2: Штурмовик, Корсары).
Итог
Лично мне книга очень понравилась. Я узнал много интересных нюансов о которых ранее даже не подозревал. Рекомендую всем, кто неравнодушен к отечественной игровой индустрии.